Общая идея: экономика, социальные науки и бизнес-аналитика доросли до того, чтобы браться за задачи из реального мира. Но проблема в том, что это по-настоящему сложные задачи, и они чрезвычайно требовательны к методам решения. Разработка таких методов – один из основных трендов современной науки, спектр тут очень широк: от анализа больших данных до теорий вычислимого общего равновесия. Ведущие университеты мира стараются не отставать и предлагают соответствующие образовательные программы. При этом ни о каком единстве подходов речи не идёт, и каждый университет выставляет на первый план свои козыри.
Мы тут не исключение, вот наши сильные стороны: статистическая физика, основанная на теории игр экономика и современная абстрактная математика. Синтез этих дисциплин – ядро нашей образовательной программы. Для ясности тут уместнее привлечь конкретную модель: сетевое взаимодействие большого числа умных агентов – она покрывает огромное множество сценариев: от распространения привычки курить до механики возникновения кризисов на рынках. Для успешного анализа тут полезны все упомянутые науки, и ниже мы постараемся пояснить, как именно они должны работать вместе.
Идея запустить подобную программу возникла довольно давно, команда учёных-единомышленников складывалась в течение примерно десяти лет, в основном за счёт работы над совместными научными проектами. Это достаточно уникальное явление для российского высшего образования – синтетическая программа с органически сложившимся и очень дружным коллективом профессоров. Наша вера в успех основывается именно на высоком научном уровне, продолжительном опыте работы над общим делом и отличном взаимопонимании. Открытие полноценных образовательных программ стало возможным благодаря поддержке Русского фонда содействия образованию и науке и лично Михаила Викторовича Поваляева. Многие могут знать его как учредителя и директора Филипповской школы в Москве. Для нас всех эта работа – возможность найти единомышленников, продвинуться дальше в интересующей нас сфере наук и, наконец, наш скромный вклад в будущее России.
И вот мы приглашаем вас попробовать поступить в университет Дмитрия Пожарского. Это частный университет со всеми вытекающими из этого плюсами, главные из которых – академическая свобода, дающая саму возможность подобной синтетической программы, индивидуальный подход к студентам, и возможность сосредоточиться на самом важном – образовании и науке. Мы не гонимся за массовостью, идеальный вариант – 15 талантливых и увлечённых студентов; формальные показатели здесь не так важны, наоборот, цель – найти тех, с кем можно будет работать по нашим темам и кому это будет интересно.
Мы исходим из того, что поступающие к нам хорошо владеют высшей математикой на уровне 2-го курса бакалавриата с экономическим / математическим / физическим уклоном. Обязательно требуется хорошее понимание элементарной школьной математики – без этого никуда. Приветствуется широкий кругозор, в том числе (и особенно) в гуманитарных науках. Остальному мы научим.
Заметим, что для поступления не требуется писать технический экзамен, достаточно предоставить подробную информацию о своих достижениях (портфолио) и пройти очное собеседование. Мы не предполагаем, что студенты в совершенстве владеют английским языком; все основные предметы читаются на русском; тем не менее необходимо уметь или быстро научиться читать большой объём англоязычной технической литературы англоязычную техническую литературу в большом объеме.
Надо учесть ещё одну важную деталь что это довольно непродолжительное мероприятие, всего 2 года, и оно может только дополнить то базовое образование, которое у вас уже есть. Мы понимаем, что вряд ли человек за два года переучится, скажем, с физика на экономиста, или наоборот, но задачи «переучить» мы и не ставим; ровно наоборот, мы хотим улучшить то, что уже есть, показать новые горизонты и возможности, обогатить за счёт взаимодействия с представителями другой научной культуры. В исследовательской работе это может стать решающим фактором успеха – очень часто новое возникает на стыке наук. Впрочем, мы не собираемся ограничивать индивидуальную траекторию студента – дерзайте!
Буквально то же самое можно повторить о пользе опыта в дальнейшей бизнес-карьере. Как максимум, получится применить полученные знания напрямую, этот подход набирает популярность в бизнес-аналитике и финансах; в случае заинтересованности выпускника мы постараемся помочь с трудоустройством «по специальности». Как минимум, вы покажете работодателю, что можете не только работать по узкой теме вашего первого диплома, но способны быстро разобраться в куда более широком круге вопросов. Например, помимо знания классической физики вы понимаете то, откуда берутся макроэкономические данные и как их анализировать; или же ваши аналитические способности настолько превосходят среднюю квалификацию бакалавра экономики, что вы легко овладели самой передовой математической техникой.
С набором изучаемых дисциплин и списком лекторов можно познакомиться в программе обучения, здесь же уместно сказать несколько слов о формате обучения. Учебный год разбит на 6 модулей, каждый модуль занимает один месяц. Потом неделя сессии, потом неделя каникул. Да, у нас будет целых шесть каникул в году! Каждый модуль читается ровно три интенсивных курса, каждый день – три пары.
Тут же надо оговориться, что у нас на самом деле две программы под одной крышей: помимо МАСЭП, есть ещё и гуманитарная - «История и культура античности». Она предназначена для того, чтобы дать то, что было у хорошего дореволюционного гимназиста и чего у современного гуманитария, как правило, не бывает, — знание древних языков, достаточное для самостоятельного плавания, и предметы, знакомящие с античной цивилизацией с разных сторон, — исторической, юридической, эстетической, без чего глубокое знакомство с европейской культурой — как и с любой национальной культурой в Европе — невозможно. Кроме того, древние языки — хороший интеллектуальный тренажер, который дает гуманитарию возможность не испытывать чувства собственной неполноценности рядом с математиком.
Учебный день в нашем университете построен так, что помимо трех «основных» пар будет опциональная возможность посещать одну пару с другого направления. Мы верим в то, что даже поверхностное знакомство с гуманитарным миром знания может в дальнейшем уберечь от роковых ошибок.
Совмещать обучение и работу практически нереально, зато у нас есть несколько хороших новостей: во-первых, мы готовы предоставлять гранты, полностью покрывающие стоимость обучения, во-вторых, мы предоставляем общежитие, в-третьих, в случае хорошей успеваемости мы готовы платить существенную стипендию на время обучения.
Мы хотели бы, чтобы кампус университета располагался вдалеке от городской суеты, на озере в сердце Валдая, на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом. Поэтому наша учебная программа и называется «Озёрной школой»: учиться – так учиться и не размениваться на всякую ерунду; тем более, что на отдыхи так отводится шесть каникул, суммарно это почти четыре месяца. К сожалению, наш кампус на Валдае только строится, и в течение первого года занятия будут проходить в Москве.
И, наконец, обещанная идея синтеза изучаемых научных дисциплин: наиболее успешная современная теоретическая наука – физика – обладает огромным опытом описания макро-свойств системы на основании грамотного обобщения свойств микрочастиц; экономика и социология тоже хотели бы научиться делать подобный переход – от поведения индивидуальных агентов к закономерностям общественной жизни и глобальной экономики; однако по сравнению с физикой они только в самом начале пути. Дело с одной стороны в том, что математическое моделирование в общественных науках стартовало существенно позже, нежели в естественных, а с другой стороны – в том, что природа изучаемых объектов совершенно иная и механический перенос идей не работает – «электроны не читают журналов по физике». Отсюда необходимость в теории игр как «механике экономики» и в современной математике, чтобы иметь доступ к наиболее продвинутому техническому аппарату. Кроме того, требуется овладеть дисциплинами, позволяющими эффективно работать с реальными данными и понимать их природу: статистикой, эконометрикой, программированием, макроэкономикой, финансовой математикой.
Пишите! Звоните! Приходите к нам!
Первый семестр | ||
Первый модуль | ||
1. | Микроэкономика | А.Б. Шаповал |
2. | Программирование и анализ данных | В.А. Нечитайло |
3. | Социально-экономическая статистика | Н.П. Пильник |
Второй модуль | ||
1. | Теория игр | А.В. Савватеев |
2. | Прикладная математика | А.В. Леонидов |
3. | Макроэкономика | Н.П. Пильник |
Третий модуль | ||
1. | Механика и теория относительности | В.Е. Диденко |
2. | Основания теории вероятностей | А.В. Хохлов |
3. | Теория контрактов | К.С. Сорокин |
Гуманитарный блок (весь семестр) | ||
1. | История европейской цивилизации | И.С. Филиппов |
2. | История России | С.В. Волков |
Второй семестр | ||
Четвертый модуль | ||
1. | Эконометрика | Б.Б. Демешев |
2. | Электродинамика | Я.И. Родионов |
3. | Теория рационального выбора | К.С. Сорокин |
Пятый модуль | ||
1. | Теория вероятностей | А.В. Хохлов |
2. | Квантовая механика | С.М. Апенко |
3. | Сложные сети | А.В. Леонидов |
Шестой модуль | ||
1. | Конечная арифметика и комбинаторика | Д.А. Шварц |
2. | Геометрическая теория групп | А.В. Савватеев |
3. | Статистическая физика | С.В. Панюков |
Гуманитарный блок (весь семестр) | ||
1. | Иностранный язык | А.И. Любжин |
2. | История России | С.В. Волков |
Второй год обучения |
||
Третий семестр | ||
Седьмой модуль | ||
1. | Агентные модели в экономике | В.А. Нечитайло |
2. | Дифференциальная геометрия | Н.А. Тюрин |
3. | Динамические системы | К.С. Сорокин |
Восьмой модуль | ||
1. | Разработка правил экономического взаимодействия | К.С. Сорокин |
2. | Теория несовершенной конкуренции | Д.В. Мусатов |
3. | Статистическая физика | С.В. Панюков |
Девятый модуль | ||
1. | Финансовые инструменты и рынки | Г.И.Пеникас, А.В. Леонидов |
2. | Физика сложных систем | С.В. Панюков |
3. | Неравновесная экономика | А.В. Леонидов |
Гуманитарный блок (весь семестр) | ||
1. | Иностранный язык | А.И. Любжин |
2. | История экономических учений | П.Н. Клюкин |
Четвертый семестр | ||
1. | Написание магистерской диссертации | (научные руководители) |
Гуманитарный блок (весь семестр) | ||
1. | Иностранный язык | А.И. Любжин |
2. | История цивилизаций | Д.В. Мосяков |
Общее руководство:
Алексей Владимирович Савватеев, ректор Университета.
Электронная почта: savvateev@usdp.ru.
Магистратура «Междисциплинарный анализ социально-экономических процессов (МАСЭП)»:
Андрей Владимирович Леонидов, руководитель направления.
Электронная почта: leonidov@usdp.ru.
Магистратура «История и культура античности»:
Алексей Игоревич Любжин, руководитель направления.
Электронная почта: lyubzhin@usdp.ru.
Сбор заявок на обучение:
Дмитрий Юрьевич Базанов, декан по внешним связям.
Заявки на обучение: mag2018@usdp.ru.
Мы в социальных сетях:
Университет Дмитрия Пожарского: ВКонтакте, Facebook
Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского: ВКонтакте, Facebook, TimePad
Издательство Университета Дмитрия Пожарского: ВКонтакте, Facebook
А также: Русский фонд содействия образованию и науке
Телефоны: +7 (977) 870-70-31, +7 (495) 779 14 23, +7 (926) 780 76 26.